12:23 ДЕТСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ЖЕСТОКОЙ И ЦИНИЧНОЙ. | |
В Пскове разразился скандал после того, как несколько подростков совершили циничное насилие над своей сверстницей, а затем выложили фото и видео надругательств в соцсети. Четверо подростков сняли фото с обнаженной и находящейся в явно беспамятном состоянии 15-летней Вероникой Р. Затем они одели девушку и посадили ее на лавочку у дома, что также зафиксировали на фото. Кроме того, в Сеть попало видео, на котором подростки совершают со сверстницей манипуляции сексуального характера с использованием шариковой ручки, сообщает "100 ТВ". По информации LifeNews, школьницу после издевательств над ней со стороны сверстников, среди которых были трое несовершеннолетних юношей и ее 13-летняя "подруга", доставили в больницу. Как сообщил источник в медицинском учреждении, у Вероники Р. диагностировали повреждения половых органов из-за насилия посторонними предметами, предположительно, ручкой. ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖИГАРЕВА ВЯЧЕСЛАВА: В последнее время жестокость, агрессивность подрастающего поколения все чаще становится объектом психологических исследований. Да и в сводках новостей мы постоянно наблюдаем совершенно жуткие истории из жизни школьников – избиения, унижения, насилие над животными. Впрочем, даже дошкольники, полагают некоторые исследователи, нередко ведут себя немотивированно агрессивно. Кто-то полагает, что насилие в среде детей, их общая агрессивность в последнее время существенно возросли, кто-то - что так было во все времена, просто относились к этой проблеме проще. Истина, как обычно, находится где-то посередине. В последние десятилетия лишь появились некоторые новые факторы, способствующие общей невротизации детей и агрессивным формам поведения. ФАКТОР ОБЩЕСТВА: Это фактор, пожалуй, один из решающих на данный момент. Важнейшее значение в формировании жестокости играет общество, точнее, морально-нравственные установки, обществом продуцируемые. В нашем случае - фактически отсутствие этих установок. Все институты, хоть как-то регулирующие, пусть и при помощи страха, людскую (детскую в том числе) жестокость, ныне играют мало роли. Церковь утратила контроль над сознанием людей на массовом уровне уже давно. Институт школы как «учительства» тоже умер, стоит это признать. Преподаватель ныне - лишь транслятор информации, никакого «воспитания» в школе давно уже не ведется. Это большая ошибка общества и государства. Как в армии, в школе, в быту, в общественной жизни – всюду закреплено ранжирование, расслоение людей; желание вскарабкаться повыше, пусть и идя по головам. Установки нетерпимости по отношению к чему-то отклоняющемуся от среднестатистических параметров также способствуют жестокости у детей. Все новое и необычное (зачастую, к слову, служащее катализатором прогресса общества) изгоняется из довольно косной среды нашего современного общества. Всё, что хоть как-то демонстрирует понятие любви, любви в наиболее общем смысле, вынесено за скобки массовой культуры, находится на периферии поля, которое формирует сознание ребенка. ФАКТОР СМИ: В данный момент он также играет важную роль. Общая фрагментированность жизни, внешней среды не позволяет ребенку усваивать какие-то базовые, фундаментальные ценности в должном объеме. Насилие на экранах ТВ, в интернете лишь следствие этой проблемы, хотя бы потому, что управляют этими информационными потоками сами люди. Конечно, для некоторых взрослых людей, родителей очень удобно переложить ответственность за происходящее с детьми на компьютерные игры, сидение в интернете, «культ насилия». Но это путь в никуда, слабоволие. Дети прошлых эпох наблюдали насилие в реальной жизни, но воспитание было более интенсивным, присутствовал некий баланс, вот и не вырастало такого количества озлобленных и агрессивных детей. Конечно, можно понять родителей, не у многих сейчас есть свободное время на ребенка, работа отнимает много сил и времени, а различного рода виртуальные развлечения отлично организуют досуг ребенка. Но только вот потом, скорее всего, придется пожинать плоды этого. Вообще, слишком много у нас теперь детей, которые предоставлены сами себе, растут как одуванчики в поле. Отдельно хотелось бы затронуть такую острую тему, как насилие в школе. Тут имеется несколько причин. Во-первых, класс – это мини-социум, крошечная модель современного российского общества в целом. И развивается он по таким же законам – кого-то унижают, кто-то выбивается в лидеры, каждый играет свою роль. Во-вторых, повторимся, заброшенность понятия «воспитания» в реальной школьной практике. Автор этих строк и вовсе полагает, что на данный момент просто необходимо введение в школу не только преподавателей, но и воспитателей как отдельной категории. Ибо дома у многих детей только телевизор, компьютер и безразличные ко всему или погрязшие в быте родители. Откуда детям и подросткам взять какие-то понятия о мире, о добрососедских взаимоотношениях, если сейчас в обществе «человек человеку волк»? Ну и третье, то, что не имеет оправданий – это когда педагог остается безразличным к проявлениям насилия в школе, пускает все на самотек или вовсе скрывает факты. Это только провоцирует новые случаи жестокости, да и вообще является преступлением. Кроме того, осмелимся выразить предположение, что абсолютная свобода (понимаемая порой в нашей стране зачастую как безнаказанность за любые бесчинства) есть зло. Детям сейчас повсюду говорится, что они свободны, обладают правами и т.д. Естественно, в силу известных причин понимается это всё специфически. О том, чтобы наравне со свободой говорить и о понятии ответственность, и речи почти не ведется. Вообще, все то, что происходит в школе в точки зрения прививания детям каких-то социально значимых понятий - повод для глобальных изменений в школьной системе. Что-то там пошло совсем не так. И реформы пока не работают. Проблема в том, что большинство реформ становятся такими потемкинскими деревнями, старое подкисшее содержимое упаковывается в красивую обертку - и реформа готова. Про ужасное состояние многих сельских и провинциальных школ предпочитают стыдливо (и преступно) молчать. Кстати говоря, увеличение школьного насилия (вследствие «демократизации» процесса образования) характерно только для России. Во-первых, это излишняя лояльность по отношению к ученикам, а иначе говоря, попустительство. В некоторых государствах, например, в Польше, Великобритании (после многочисленных случаев чрезвычайной жестокости школьников) уже начался процесс возвращения к более строгому типу школьного образования. Эксперимент с «доверием к человеку», увы, фактически не оправдался. Во-вторых, это возросшая за последние годы «агрессивность» информационной среды, в которой пребывает ребенок с рождения. Впрочем, перекладывание обязанностей по воспитанию с родителей на педагогов – тоже путь в тупик. Педагог не обладает таким авторитетом и такими правами по отношению к ребенку, как родитель, по крайней мере, на данный момент. Да и в условиях не самой высокой заработной платы и общей бюрократизации процесса образования заниматься ему этим вовсе не хочется. Бороться с проявлениями жестокости у детей очень сложно. В первую очередь из-за того что отношения между детьми отражают общество в целом. Известным способом борьбы с проявлениями детской жестокости является, например, увлечение ребенка каким-либо видом спорта. Впрочем, это не решает всех проблем. В первую очередь сублимируется моторная, физическая агрессия, психологические же проблемы лишь чуть ослабевают. К тому же если ребенок слаб характером и воспитывается в семье с авторитарным стилем воспитания, спорт вряд ли пойдет ему на пользу, только ещё больше убедит в собственной никчемности, так как обычно инициатива отдать ребенка в спортивную секцию исходит опять-таки от родителей. Но всё же самый действенный метод (впрочем, это применимо почти ко всем детским проблемам) – личный пример. Никакие моральные установки, никакие произведения искусства на уроках литературы или МХК не будут «работать», если человек, представляющий их, не будет вызывать уважения у ребенка. Да, есть очень тяжелые дети, но даже с ними можно работать. Жестокость и насилие среди детей – очень неприятное явление. Но есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно это корень всех бед. Автор Жигарев Вячеслав. Прикрепления: Картинка 1 | |
|
Всего комментариев: 0 | |